Мексиканский День Мертвых – это вполне светлый и теплый семейный
праздник, проходящий ежегодно 1-2 ноября, когда живые вспоминают о
своих почивших родственниках и дают им шанс вернуться на время в лоно
семьи. В этот день дарятся подарки, устраиваются костюмированные
шествия и веселые пиры.
Чтобы понять, почему вся Мексика так
радуется по столь мрачному поводу, необходимо знать, как жители этой
страны относятся к Разрушительнице наслаждений и Разлучительнице
собраний. Лучше всех об этом сказал писатель Октавио Пас, заметивший,
что «мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества,
дразнит ее, заигрывает с нею… это его любимая игрушка и непреходящая
любовь».
В День мертвых обязательно сделать 2 вещи – посетить могилы близких
родственников и пригласить их души в дом. Оба события связаны с
потреблением вкусного и горячительного (видно, не зря слово "spirit”
означает не только «дух», но и «спирт»). Кладбища становятся местом
пикников, где встречаются знакомые семьи. Кроме живых в банкете незримо
принимают участие те, кто успел перейти в другой мир – это никого не
смущает и не страшит. Пища здесь, как правило, калорийная и обильная:
мясные блюда с пряными и острыми приправами, шоколадные напитки,
печенья, сладости в форме черепов или животных и особый вид хлеба под
названием "pan de muerto”, в состав которого обязательно входят яйца.
Кое-где в такой хлеб запекают маленький череп (обычно – из пластика):
считается, что человеку, которому он попался, будет счастье. Могилы
щедро украшают цветами (желательно – яркими и большими, вроде
хризантем); тут же раскладывают сигареты, алкогольные напитки и разные
деликатесы.
В доме устраивают особый поминальный алтарь, на который кладут вещи,
привлекательные для покойника. К таким предметам традиционно относится,
опять же, еда, цветы, ароматические свечи, а также все то, что связано
с памятью об почившем родиче: его фотографии, дипломы, одежда,
украшения, безделушки и проч. Желательно, чтобы эти штучки были связаны
с каким-то приятным моментом земной жизни. Все это делается для того,
чтобы привлечь покойного в дом, где он сможет временно воссоединиться с
семьей. В некоторых районах Мексики, где традиции особенно сильны,
живые даже выкладывают для мертвых дорожку из лепестков, которая ведет
в дом – прямо к алтарю.
Народный обычай
По обычаю, праздник длится 2 дня.
Первый день называется "Día de los Angelitos” (День Ангелочков): он
посвящен поминовению маленьких детей. Для взрослых отведено 2-е ноября
- это и есть, собственно, День Мертвых. На второе число приходятся все
основные события. Именно тогда устраиваются уличные шествия – особенно
в маленьких городках и деревнях. Характер празднования может быть очень
разным: в некоторых областях страны резиденты организуют
мрачно-торжественные факельные процессии, типа похоронных, в других
предпочитают бурлескное веселье, яркие краски, танцы и песни.
Как и всякое большое событие, День Мертвых породил особую индустрию. В
магазинах выставлены для продажи многочисленные кладбищенские
аксессуары, вроде декоративных картонных черепов, мрачного вида
фонариков, страшных костюмов, пластиковых скелетов и леденцов. Все это
можно дарить знакомым, получая в ответ что-то подобное.
Ну, а для детей День Мертвых – это большой праздник, не хуже, чем
какой-нибудь Хэллоуин. Юных мексиканцев в этот период положено
одаривать марципановыми гробами и скелетами из белого шоколада.
Популярны также танцующие скелеты-марионетки, гробики с сюрпризом,
сделанные по принципу чертик-из-табакерки, и смеющиеся игрушечные
черепа "calacas”, на лбу у которых написаны имена – мужские и женские.
El díia de los muertos – очень древняя традиция, связанная еще с
до-испанской культурой. У ацтеков был сходный праздник в честь детей и
умерших, главной фигурой на котором была Госпожа Мертвых -
Миктекацихуатль. У индейцев поминальный день приходился приблизительно
на июль-август, но после завоевания Южной Америки испанские священники
решили, следуя излюбленной методе, переместить его на начало ноября -
День Всех Святых. Таким образом, по их задумке, языческий фестиваль
должен был трансформироваться в христианский. Однако задавить мощную
аборигенскую культуру, как обычно, не удалось: перенос-то состоялся, но
способы празднования по-прежнему несли на себе печать язычества. В
частности, поминают мексиканцы вовсе не святых, как планировали
церковники, а покойников.
Жизнь для жителей древней Мексики была просто моментом. Смерть была
пробуждением мечты в настоящем, чтобы войти в мир мертвых и появиться
перед другими богами, в зависимости от типа случая, который забирал их
жизнь. Те, кто был принесен в жертву или погиб в результате войны,
отправлялись на солнце; эта же судьба ожидала женщин, которые умирали,
давая начало другой жизни. Тот, кто утонул, попадал в рай.
Души умерших детей считались драгоценностями, вот почему они оставались
в доме; душа же, не выбранная богом, оставалась в преступном мире. Для
того чтобы помочь путешествовать из этого мира в мир мертвых без
задержки, скончавшегося хоронили или сжигали вместе с вещами, пищей,
собакой как попутчиком и водой для дороги.
В шестнадцатом
столетии, с началом завоевания и колонизации началось повсеместное
распространение католической религии. Люди стали бояться смерти и ада.
В восемнадцатом столетии два вида отношения к смерти переплелись в
единый культ. Скелеты и кости снова появляются, но теперь в праздничном
и комичном настроении; кроме того, католическая символика появляется в
местных ремеслах и пище. Свечи, цветы на могилах и звон церковных
колоколов добавились примерно в это же время. Сейчас это популярный
праздник, в котором участвуют все слои общества.
По поверьям, души умерших на два дня возвращаются в мир живых, чтобы
еще раз повидаться с близкими. Дома в этот день больше напоминают
склепы, зато могилы украшаются цветами и лентами, и все родные и
близкие приходят почтить память умерших. А чтобы их души,
возвращающиеся на землю в виде бабочек-данаид или колибри, не
заблудились, повсюду зажигают свечи, указывая им путь домой.
В эти дни, мексиканцы вспоминают под именем Святой смерти (Santa
Muerte), богиню ацтеков Миктлансиуатль (исп. Mictlancihuatl) — супругу
бога Миктлантекутли, которая правила вместе с ним в девятой преисподней
Миктлана. Изображалась в виде скелета или женщины с черепом вместо
головы; была наряжена в юбку из гремучих змей, являющихся одновременно
существами как верхнего, так и нижнего мира.
Во время праздника живые оказывают почести умершим. Культ мертвых имел
очень важное значение в индейских племенах, именно там возникли
прототипы нынешних церемоний, обрядов, традиций. Одним из таинств
праздника является алтарь, который по традиции ставят 31 октября.
Ацтеки, верили, что мертвые возвращаются домой, чтобы забрать с собой
необходимые вещи для путешествия в Царство мертвых: el Mictlon. Сначала
его ожидало нелегкое путешествие по реке с собакой (tepetzcuintle), а
затем 7 испытаний. Сегодня поставить алтарь – это необычный способ
показать умершим родственникам, друзьям, что их помнят и любят.
Итак, для начала место, где будет стоять алтарь ограждают кругом пепла,
который затем освящают святой водой. Далее приносят цветы, украшения,
сладкое и любимые вещицы… это некая попытка общения с мертвыми,
попытка представить, что не существует загадочной пропасти между Жизнью
и Смертью. Каждое составляющее алтаря имеет особое назначение. Алтарь
возвышается над столиком, покрытым вышитой скатертью. Самой важной
составляющей является хлеб, который имеет форму человеческого тела и
носит имя умершего. Около хлеба разложены оранжевые цветы
календулы(zempoaxoaxochit), символизирующие грусть. Вокруг алтаря
должны гореть свечи (каждой при зажигании дают имя умершего). В
некоторых домах дорогу от входной двери до алтаря посыпают лепестками
календулы (семпасучитля), чтобы умерший не заблудился. Первого ноября
мексиканцы выходят на улицу, встречаются с друзьми, а потом ужинают
дома, вспоминая смешные истории.
В День Мертвых принято писать юмористические эпитафии и рисовать
карикатуры на умерших. Так, во время праздника можно купить в любом
магазине сахарные, шоколадные черепа любых размеров, марципановые
гробики и мармеладные скелеты.Хозяйки пекут булочки и пончики с узором
из костей, кресты из теста, и прочий загробный декор для алтарей и
веселых пикников на кладбище.